Синхронный поворот колес согласно повороту руля обеспечивает рулевая рейка.
Особенности конструкции
Рулевая рейказанимает важное место в управлении, она состоит из нескольких составляющих:- Картер, в котором размещается рейка зубчатого типа;
- Часть вала в виде шестерни, который приходит с колонки;
- Сама зубчатая рейка с пружиной;
- Прокладки, сальники;
- Ограничители хода;
- Подшипники, необходимые для исключения люфта и движения рейки;
- Тяги;
- Различные наконечники.
В зависимости от конкретной марки автомобиля может быть дополнена электромотором, гидравлическим цилиндром и другими дополнительными составляющими.
Основные виды – преимущества и недостатки
Автомобили могут иметь в основе системы управления одну из трех видов рулевых реек. Представитель прошлого поколения – механическая рейка. Данная конструкция является самой простой, но для водителя самая сложная, так как колеса поворачиваются только благодаря усилиям водителя. На некоторых автомобилях данный тип рейки работает в паре с передаточным числом, которое учитывается за счет разных промежутков между зубцами. При таком устройстве руль крутить тяжелее на малых оборотах и больших скоростях и соответственно легче при меньшем передаточном числе. Наибольшее распространение имеет рулевая стойка с гидроусилителем, за счет чего руль поворачивается очень легко. Принцип действия гидроусилителя руля основывается на впрыске масла в сторону поворота руля, при этом передается нужное давление на вал и золотниковый клапан. Направление подачи масла меняется в зависимости от направления руля.Преимуществом данного устройства выступает щадящий режим управления, который также проявляется в погашении возможных ударов руля, передающихся от колес, полученные от препятствий на дороге.
Третий тип рейки – рейка с электромотором, от которого работает электроусилитель руля.
В зависимости от места установки различают:
- Встроенную;
- Расположенную на валу;
- Расположенную на рейке зубчатого типа.
Конструкция с установленным электрическим усилителем на зубчатой рейке является наиболее безопасной, в силу сохранения способности поворачивать колеса даже при наличии неисправности. В качестве недостатка можно выделить цену значительно выше двух других видов, это обусловлено большей надежностью, в силу отсутствия различных шлангов, прокладок, жидкостей, которые могут в самый неподходящий момент лопнуть, порваться, а жидкость вытечь, что автоматически приведет к потере управляемости автомобиля и как следствие к аварии.
На бесперебойную работу, надежность и срок службы, прежде всего влияет само качество сборки, на каких дорогах и в каких условиях эксплуатируется автомобиль, какой стиль вождения предпочитает водитель и от условия хранения. Так неблагоприятные условия, неровная дорога и агрессивный стиль езды значительно снижают ресурс выработки рулевой рейки.