Принципы работы и устройство приводных и карданных волов имеют много общего. Однако, первые получают гораздо большую нагрузку и потому соответствуют повышенным требованиям. Это обусловлено тем, что направление и положение ведущих колёс у переднеприводных моделей меняется гораздо сильнее, чем у машин с задним приводом.
Принцип устройства
Приводной вал имеет не самую сложную конструкцию. Вот, из чего он состоит:- Непосредственно вал (труба);
- Внутренний ШРУС;
- Наружный ШРУС.
ШРУС – это шарнир равных угловых скоростей. Водители чаще всего называют их словом «граната» из-за внешнего сходства с данным боеприпасом. Внешний соединён с ведущим колесом, а внутренний – с коробкой переключения передач.
Существует несколько видов данных узлов, но на абсолютном большинстве современных легковых автомобилей устанавливаются шариковые шарниры. При этом, внутренний и наружный ШРУСы устроены одинаково. В их сферическом корпусе существуют каналы, по которым двигаются 6 шариков из стали, удерживают которые специальные сепараторы. Имеется также внутренняя обойма. Всю эту конструкцию соединяет внутри стопорное кольцо, не позволяющее элементам рассыпаться. От износа детали предохраняет смазка, предназначенная для работы в условиях высоких температур. Изолирует смазку от посторонних частиц пыльник.
ШРУСы устанавливаются на приваренные к трубе переходники. Прокручивание, выскакивание или срывание исключаются благодаря наличию шлицов, которые действуют как шестерни.
Возможные неисправности
Труба вала делается прочной и она способна выдерживать значительные нагрузки. Чаще всего она страдает при механических воздействиях. Например, при езде по пересечённой местности либо при дорожно-транспортных происшествиях. В редких случаях износ может наступить из-за длительной эксплуатации. Признаки неисправности:- Деформация;
- Наличие вмятин и трещин.
Гораздо чаще проблемы возникают со ШРУСами. Именно они несут на себе основную нагрузку при поворотах колёс, которые осуществляются постоянно и не всегда плавно. Характерные неисправности, присущие шарнирам:
- Загрязнение смазки;
- Разрыв пыльника;
- Изношенность внутренних элементов;
- Ослабление стопорных колец.
При появлении неисправностей, чаще всего детали подлежат замене. Элементы вала – труба с шарнирами могут продаваться в полном сборе, либо по отдельности. В то время, как ресурса трубы часто хватает на весь период эксплуатации автомобиля, ШРУСы приходится менять в любом случае. Их состояние может зависеть как от условий работы, так и от заложенного производителем ресурса. Таким образом, замена может осуществляться как через 30 000, так и через 100 000 километров пробега транспортного средства.