Характеристика и функции в автомобиле
Натяжитель ГРМ — специальное устройство с роликом, благодаря которому уровень натяжения ремня поддерживается оптимальным. Конструкция узла включает два основных элемента — собственно, натяжное устройство и ролик. Перемещаясь, ременной привод соприкасается с роликом, за счет движения которого натяжение может ослабляться или усиливаться. В зависимости от типа узла режим регулировки натяжения может быть:- Ручным;
- Автоматическим.
В первом случае центр узла является фиксированным, поэтому натянуть ремень до нужной степени при установке необходимо своими силами. Во тором случае центр может меняться и уровень натяжения будет регулироваться автоматически. Однако это справедливо, только если установка была выполнена полностью правильно.
Разновидности устройств с ручной регулировкой
Ручные натяжители могут быть:- Ползунковыми с креплением ролика на специальном ползунке, перемещающимся параллельно ременной тяге;
- Эксцентриковыми, когда внутри ролика находится эксцентрик — втулка со смещенной осью. Именно она обеспечивает натяжение.
Второй тип по праву считается более надежным и практически полностью вытеснил первый.
Преимущества устройств с автоматическим натяжением
Автоматические устройства также могут быть двух видов — пружинными и гидравлическими. В первых, в свою очередь применяется два типа пружин:- Сжатия;
- Кручения.
Оба типа при установке устройства уже имеют нужную силу давления на ремень и менять её не нужно, что очень удобно.
В гидравлических узлах центральное место в механизме занимает цилиндр, основным преимуществом которого является точная компенсация провисания ремня в процессе эксплуатации. В результате того, что степень натяжения всегда поддерживается оптимальной, этот тип устройства позволяет существенно продлить срок службы ременной тяги. Они также успешно переносят перепады температуры и влажности, изменения режима работы двигателя и т. п. Недостаток у этого вида только один — более высокая стоимость по сравнению с аналогичными запчастями других типов.
Виды роликов
В натяжителях ГРМ используются два типа роликов:- Пластиковые;
- Металлические.
В зависимости от особенностей конструкции ролики могут иметь совершенно гладкую поверхность или специальные выступы по краям. Функция последних — предотвратить соскальзывание ремня в процессе работы.
Всего с учетом конструкции устройства и длины ремня могут использоваться один или два ролика. Натяжное устройство может быть общим или отдельным для каждого из них.